Igor pmigse SPb (igorpmigse) wrote,
Igor pmigse SPb
igorpmigse

Categories:

Во что превратили советские авианосцы



Советские авианосцы, которые строились исключительно в Николаеве, должны были стать грозным оружием, но превратились в музеи, плавучие казино или груды металлолома, - пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив в № 36 журнала Корреспондент от 14 сентября 2012 года.

Ранним утром 14 июня 2000 года из бухты Николаева в последний раз вышел советский авианосец - судно с символическим названием Варяг. По иронии судьбы этот гигант отправился в те места, где в 1904 году во время неравного боя в Желтом море с японцами русские моряки затопили его тезку - легендарный крейсер.

Авианосец распавшейся сверхдержавы продали Китаю за $ 20 млн. Для корабля такого класса сумма смехотворная - в среднем подобное судно на мировом рынке стоит от $ 2-3 млрд.


Однако другого выхода не было: Варяг был готов лишь на 70 %, и ни Украина, ни Россия не нашли денег для завершения работ. Теперь он служит в Поднебесной тренировочным кораблем.


Варяг должен был стать одним из семи авианесущих крейсеров, которые Кремль собирался противопоставить западному миру . Все эти корабли строил Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве - единственное предприятие в Союзе, которому было по силам реализовать подобный проект.

Крейсерами Кремль называл эти корабли лишь затем, чтобы они могли выходить из Черного моря через проливы Босфор и Дарданеллы, которые по международной конвенции являются закрытой зоной для авианосцев.

Кроме того, советские авианесущие суда, в отличие от западных аналогов, кроме самолетов несли еще и мощное противокорабельное ракетное вооружение, что сближало их с крейсерами.
“Варяг не просто гора железа. Это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных”, - рассказывает Валерий Бабич, который с 1979-го по 1990-й был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.

Всего четыре страны - США, Франция, Великобритания и СССР - могли строить корабли подобного класса. Причем если первые три государства развивали свои морские авиасилы с периода между Первой и Второй мировыми войнами, то СССР бросился вдогонку лишь в начале 1970-х.

Во время холодной войны огромные авианосцы (самый большой из них - американский Enterprise - имеет длину 342 м) стали морским символом глобального противостояния социализма и капитализма. Однако история этого типа судов в СССР оказалась короткой: сегодня службу продолжает лишь авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов, входящий в состав Северного флота России. Остальные шесть либо списали и продали, либо не достроили и тоже продали.

Авианосная история

Впервые идею строительства авианесущих крейсеров в СССР еще в 1939 году озвучил шеф ВМФ адмирал Николай Кузнецов. На 1940-1950-е запланировали построить четыре корабля, и в Ленинграде начали их проектировать.

В 1941 году, когда началась война, идею заморозили. А после 1945-го советское командование решило, что флоту нужны крейсеры и линкоры.
С приходом к власти Никиты Хрущева, нового руководителя СССР, при котором холодная война с США стала слишком показной горячей и дело едва не дошло до ядерного оружия, ситуация не изменилась. Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. И в этом Союз добился значительных успехов. Но, как оказалось, в тот момент нужно было иное оружие.

По словам Бабича, в Москве авианосцы рассматривали как средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей неповоротливости будет уничтожено в первые же часы глобального конфликта.

“У нас же была оборонительная доктрина. Мы не готовились к локальным революционным войнам в различных частях земного шара, а время показало, что вся вторая половина ХХ века прошла в непрерывных локальных конфликтах”, - напоминает эксперт.

В таких мини-войнах Пентагон благодаря авианосцам получил преимущество.
По словам Нормана Полмара, американского историка авиации и флота, способность ВМС США быстро доставить в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не надо было запрашивать разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы (а значит, и союзники), дали Вашингтону отличное оружие.

“Мы применяли его много раз в поддержку американской внешней политики”, - говорит историк.
Ценить авианосцы американцев научила императорская Япония еще в ноябре 1941 года, когда одним мощным авиаударом японский флот разгромил базу США в Перл-Харборе.

В кильватере врага

Лишь в первой половине 1970-х Советский Союз решил пойти по пути американцев. К тому времени США имели самый сильный авианосный флот в мире - 15 мощнейших ударных авианосцев, из которых три были атомными. Все вместе они несли в своих чревах более 1 тыс. самолетов.
Концепция кораблей под звездно-полосатым флагом была классической: на них развертывались специальные палубные истребители, разведывательные противолодочные и прочие крылатые машины. Но по сути это были почти обычные самолеты, которые взлетали с разгона.

Сократить разбег им помогали специальные паровые катапульты, захватывающие переднее шасси. При посадке же их дополнительно тормозили фалы, натянутые поперек палубы, за которые самолеты цеплялись крюками-аэрофинишерами.

Советский флот поначалу пошел иным путем: роль палубной авиации отвели самолетам вертикального взлета Як-38, появившимся в СССР в 1970-х. Для них не нужна была длинная взлетно-посадочная полоса, соответственно, и само судно-носитель можно было сделать относительно компактным. Тогдашний советский генсек Леонид Брежнев считал Як-38 гордостью вооруженных сил.

И вот в 1970-1980-е годы под Яки построили четыре корабля - Киев, Минск, Новороссийск и Адмирал Горшков. Уже после их спуска на воду выяснилось, что Як-38 не может быть достойным соперником американской палубной авиации. Советская машина была менее маневренной, на ее вертикальный взлет и посадку уходило слишком много топлива, что ограничивало радиус действия и сокращало боевую нагрузку.

“Появление кораблей типа Киева американцы встретили высокомерно, считая, что это не корабль, а неизвестно что”, - рассказывает Аркадий Морин, российский историк судостроения и флота. По его словам, во время тренировочных полетов американские Фантомы - палубные истребители McDonnell FH-1 Phantom - даже имитируя атаку на советские корабли, старались не летать вблизи от неповоротливых и сложных в управлении Яков, опасаясь случайных столкновений. И страхи пилотов дядюшки Сэма были ненапрасными: 15% всех построенных Як-38, рассказывает Морин, разбились за время несения службы.

И все же авианосцы под красными флагами, выходя в Средиземное море, держали марку.

“Мы старались не быть мальчиками для битья, - рассказывает Виктор Блытов, командир боевых частей нескольких авианосцев. - И днем и ночью шли полеты вертолетов, выставляли буи, искали подводные лодки супостата, находившиеся в стартовых позициях [для ядерного удара по территории СССР]”. Как вспоминает морской офицер, каждая обнаруженная субмарина противника приводила советские экипажи в восторг.

Подобные походы, по словам очевидцев, всегда были игрой на нервах. В средиземноморских водах корабли из Союза встречал мощный Шестой флот США и суда стран - участниц НАТО. Потенциальный противник сопровождал “русских”. При этом советская, американская и французская палубная авиация подлетала к кораблям друг друга. Пилоты и моряки махали руками, писали приветственные надписи. Летчики не забывали активно фотографировать суда противника. Случалось даже, что самолеты разных держав отрабатывали атаки на вражеские авианосцы - никто этому не препятствовал.

“Над кораблями стоит сплошной рев турбин пикирующих на нас американских истребителей вперемешку с нашими Як-38, - вспоминает об этом Бабич в своей книге Город Святого Николая и его авианосцы. - Создавалось впечатление, что в воздухе разворачивается настоящее сражение. Достаточно было нажать кнопку Пуск зенитного ракетного комплекса Кинжал, и от атакующих самолетов не осталось бы следа. Хрупкое равновесие держалось на нервах и выдержке. Очень опасная ситуация".

А Блытов вспоминает остроумный способ дезинформации противника, который они придумали с сослуживцами в средиземноморском походе. “Сразу после посадки самолеты опускали в ангар, где специальная бригада тут же им маркировала новые бортовые номера, и они поднимались и взлетали вновь, - рассказывает он. - В американском журнале The Providence Journal позднее я прочитал, что наш Киев вооружен 60 самолетами [фактически их было 18]”.

Мощный ответ

Видя недостатки своих кораблей, командование советского флота задумалось об альтернативе “яконосцам”. Ею мог стать лишь классический истребитель на классическом авианосце. При этом у новых судов решили сохранить мощные противокорабельные ракетные комплексы, которые были сильной стороной первых четырех авианосцев ВМФ СССР. Их ракеты имели радиус действия до 500 км и могли, по словам Бабича, нести даже ядерные заряды.

Первенцем среди новых судов стал авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов. Его спустили на воду в 1985 году, а в состав флота он вошел шестью годами позднее.

Изначально корабль задумывали как аналог американского атомного авианосца Enterprise, но со временем финансирование строительства сократили. Поэтому на Адмирале поставили обычные (не атомные) двигатели, а водоизмещение уменьшили вдвое, до 50-60 тыс. т.

Вместо паровых катапульт, которые использовал заокеанский образец, Кузнецов получил “трамплин” - носовую оконечность палубы приподняли вверх. Этого хватило для того, чтобы с корабля самостоятельно взлетали палубные истребители класса МиГ-29к и Су-33, превосходившие американские аналоги.

Кузя, как ласково называли Кузнецова моряки, даже в уменьшенном в сравнении с первоначальным проектом виде - его длина составила “всего” 306 м - поражал воображение. Он был высотой с 22-этажный дом, а экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. чел. Коридоры внутри корабля протянулись на 20 км. Из-за циклопических размеров некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом за время своей срочной службы.

Пространства и людей было так много, что самое первое построение экипажа, вспоминает Виктор Ярыгин, командовавший крейсером в начале его жизненного пути, растянулось на два часа: несколько матросов заблудились в недрах Кузи. Тогда, в январе 1991 года, мало кто мог предположить, что очень скоро судьба корабля резко изменится.

Разгром флота

31 ноября 1991-го, ровно в полночь, накануне референдума о независимости Украины Адмирал Кузнецов снялся с якоря в Севастополе и покинул украинские воды, направляясь в район базирования Северного флота.

Не дожидаясь, пока УССР станет отдельным государством, командование корабля решило присягнуть на верность России. “И когда президент Украины [Леонид Кравчук] объявил что все, что находится на территории Украины, - его [принадлежит Украине], мы уже были не его, а российские”, - рассказывает Ярыгин. Сегодня Кузнецов - единственный авианосец РФ.

На момент распада СССР на стапелях николаевского завода стояли еще два недостроенных корабля - авианесущий крейсер Варяг и первый советский атомный авианосец Ульяновск. Оба достались Украине, но войти в состав ее ВМС так и не смогли.

“Финансирование Варяга и Ульяновска на момент распада Союза было равно нулю”, - вспоминает Бабич. Чтобы достроить корабли, нужно было совершить невозможное - запустить всю остановившуюся в те годы промышленность. Официальный Киев решил продать недоделки Москве.

Как рассказал адмирал Валентин Селиванов, начальник генштаба ВМФ РФ, в 1992 году на саммите украинского и российского премьер-министров обсуждалась судьба кораблей. Тогда глава украинского правительства Леонид Кучма предложил своему российскому коллеге Виктору Черномырдину выкупить авианосцы.

“Черномырдин меня спросил, нужен ли нам Варяг, - вспоминает Селиванов. - Я говорю, конечно же, нужен. А он мне отвечает: “Да вам что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!”.

Денег не было и у киевской власти, которая не могла оплатить не то что достройку, но даже распилку кораблей на лом. Авианосцы ржавели, а их уникальное оборудование растаскивали. “Варяг за короткое время был варварски распотрошен и превращен в груду металлолома массой около 40 тыс. т”,
- рассказывает Бабич.

В итоге в 1999 году Фонд госимущества Украины продал корабль Китаю. Через год Варяг покинул николаевскую верфь и к 2002-му был доставлен буксиром к берегам Поднебесной. Сегодня бывшая гордость флота служит учебным судном и прототипом для строительства китайских авианосцев.

Похожая судьба постигла большинство прочих авианесущих детищ николаевских судостроителей. Россия не смогла содержать четыре крейсера - Киев, Минск, Новороссийск и Адмирал Горшков, которые перешли ей после распада Союза. Поэтому первые два судна Москва продала Китаю, а Новороссийск - Южной Корее. Киев и Минск переоборудовали в гостинично-развлекательные центры и музеи, рассказывающие об истории советских авианосцев. Их собрат Адмирал Горшков прослужил РФ до 2004 года, после чего его списали и продали Индии.

Самая печальная участь постигла последнего из могикан - недостроенный на 30% Ульяновск. Корабль с рекордным для советского военного флота водоизмещением 73,4 тыс. т должен был стать первым в СССР атомным авианосцем со всеми классическими атрибутами. Но оказался не нужен ни России, ни Украине.

Его пытались продать иностранным компаниям хотя бы по $ 170 за 1 т металла - чуть дороже, чем цена лома. Но покупателей не нашлось. В итоге Ульяновск распилили на части, которые долго хранились на ЧСЗ. Постепенно все эти куски растащили.

“Так гигантский корпус нашего атомного первенца, возвышавшийся на стапеле как олицетворение технологических достижений великой державы и Черноморского завода, превратился в ничто”, - заключает Бабич.

Источник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments